Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл своей жизни. В. Франкл
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В 5-9 КЛАССАХ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ ВПО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В 5-9 КЛАССАХ»
Вариативный модуль




Автор
Г. В. Резапкина


Пояснительная записка к программе
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В 5-9 КЛАССАХ»

1. Актуальность и назначение программы

Сегодня для многих уже очевидно, что основы профессионализма закладываются в семье и школе, а не в учреждениях профессионального образования, где только шлифуются качества успешного профессионала.

В связи с этим перед руководителями образовательных учреждений ставятся новые задачи: как помочь школьникам правильно выбрать профессию? Кто этим должен заниматься – учитель технологии, классный руководитель, психолог? По каким программам вести занятия и в каком формате?

Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке своих профессиональных планов на основе самопознания возможно только при условии эффективного психолого-педагогического сопровождения, основанном на взаимодействии и взаимопонимании всех участников образовательного процесса.

По мнению Е. А. Климова, «учитель наиболее непосредственно и действенно сталкивается с явлениями индивидуального профессионального самоопределения школьника»1.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии в 5-9 классах» представляет целостную систему формирования психологической готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии, планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов. Она органично дополняет академическую подготовку педагогов в вопросах теории и практики профориентационной работы со школьниками.

Новизна подхода к решению профориентационных задач заключается в смещении акцента с диагностики профессиональных склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности. Программа направлена на формирование реалистичной самооценки; развитие нравственной основы личности, диагностику интеллектуальных и личностных особенностей в целях выявления склонностей к разным видам деятельности; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

В программе, рассчитанной на 48 часов аудиторной работы, в том числе 24 часа лекционных занятий и 24 часа практических занятий, и 24 внеаудиторных часов на самостоятельную работу, представлен весь спектр профориентационной работы со школьниками 5-9 классов: уроки и факультативные занятия, профессиональная диагностика, развивающие занятия, классные часы, внеклассная работа, работа с родителями учащихся.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии в 5-9 классах» составлена в соответствии с базовыми требованиями к содержанию программ дополнительного профессионального образования, основанных на положениях Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 и утвержденных приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» (от 11 июля 1997 г., рег. № 135).

2. Цели программы

2.1. Знакомство с теорией и практикой профориентационной работы.
2.2. Освоение современных форм и методов психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.
2.3. Развитие профессиональных компетенций, необходимых для эффективной профориентационной работы с детьми и подростками.
2.4. Изучение психологических особенностей учащихся 5-9 классов.

3. Методология обучения

Формы учебных занятий: лекции, семинары, элементы тренинга, проблемные ситуации, самодиагностика профессионально важных качеств, самостоятельная работа с литературой, практические занятия.

4. Итоговая аттестация

Итоговой формой аттестации является курсовая работа объемом 20-40 тыс. знаков, представляющая собой завершенное исследование или авторскую разработку, выполненную на основе полученных в ходе обучения знаний и компетенций.

5. Ожидаемые результаты:

5.1. Повышение профессиональной компетенции педагога в вопросах психолого-педагогическое сопровождения школьников в выборе профессии.
5.2. Освоение современных форм и методов профориентационной работы с учащимися 5-9 классов.
5.3. Развитие профессионального самосознания педагога.

6. Основные знания и умения, полученные в ходе обучения

6.1. Владение профориентационной терминологией (цель, предмет, орудия, условия труда, понятия «профессия», «специальность», «специализация», «должность», «квалификация», «профессионально важные качества», «профессиональная пригодность» и т.д.).
6.2. Понимание роли психологических особенностей человека в трудовой деятельности.
6.3. Понимание принципов и методов индивидуальной и групповой профориентационной работы.
6.4. Знание возрастных особенностей учащихся 5-9 классов.
6.5. Понимание мотивов профессиональной деятельности.
6.6. Ориентация в различных классификациях профессий, умение самостоятельно классифицировать тот или иной вид трудовой деятельности.

Тематический план программы

Категория слушателей: классные руководители 5-9 классов ОУ
Срок обучения: 2 месяца
Форма обучения: с частичным отрывом от работы
Режим занятий: одно занятие в неделю по 6 а.ч.

1Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., Знание, сер. Педагогика и психология, 1983.

IT-студия SoftTime