Человеку, который знает, куда идет, мир дает дорогу. Джордан
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

«ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ. УРОКИ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ 5 – 6 КЛАССОВ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ ВПО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»








УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



«ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
«ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ. УРОКИ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ 5 – 6 КЛАССОВ»



Вариативный модуль




Составители:
Рязанова Д. В.,
Пояркова Е. А.






Пояснительная записка к программе
«ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
«ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ. УРОКИ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ 1 – 2 КЛАССОВ»

Программа курса повышения квалификации составлена в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, основанными на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании", Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 и утвержденных приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" (зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 1997 г., регистрационный N 135).

Программа курса повышения квалификации педагогов-психологов образовательных учреждений развивает идеи, заложенные в учебно-методическом пособии под редакцией С. В. Кривцовой «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе».

Основная часть программ, представленных в системе образования, направлены на развитие рационального интеллекта – внимания, мышления, восприятия. Есть немного программ, развивающих эмоциональный интеллект, но они чаще всего имеют фрагментарный характер, поэтому не способны помочь младшему школьнику решить психологические задачи, соответствующие его возрастным особенностям. Представленная программа имеет целостный, научно-обоснованный системный характер и охватывает основные психологические задачи младшего подросткового возраста:

Представленная программа охватывает основные психологические задачи младшего подросткового возраста:

1) развитие эмоционального интеллекта,
2) формирование и развитие позитивной самооценки,
3) формирование позитивной Я – концепции,
4) развитие навыков взаимоотношений, поведения в конфликтных ситуациях,
5) развитие умений и навыков, связанных с принятием решений, принятия на себя ответственности,
6) воспитание толерантности,
7) приобретение и развитие навыков обращения к таким эмоциям, как гнев, страх, печаль.

Цели программы

• освоение материала программы «Жизненные навыки. Уроки психологии в 5-6 классе»;
• изучение психологических особенностей детей младшего подросткового возраста;
• обучение основам групповой работы с младшими школьниками;
• получение слушателями практических умений и навыков, позволяющие им успешно работать по программе «Жизненные навыки. Уроки психологии в 5-6 классе», в том числе:
осознавать свои чувства и говорить о них;
выявлять и осознавать динамические процессы, происходящие в детской группе;
развивать навыки наблюдения за эмоциональным состоянием ребенка;
осваивать новые подходы к групповой работе с детьми младшего подросткового возраста;
получать опыт проведения основных процедур программы;
получать супервизию авторов программы.

Категория слушателей: социальные педагоги и педагоги-психологи образовательных учреждений
Срок обучения: 72 учебных часа
Форма обучения: с частичным отрывом от работы.

Основная форма обучения – практические семинарские занятия. Лекционный блок дополняет самостоятельное изучение литературы. Выбор таких методов работы обусловлен практической направленностью программы и особенностей слушателей.

Большую часть обучения занимает проведение слушателями фрагментов занятия с последующим их разбором, включающим процесс анализа.

Значительная часть самостоятельной работы отведена опыту самопознания, что является необходимым условием подготовки специалистов для работы в программе «Жизненные навыки. Уроки психологии в 5-6 классе», поскольку позволяют слушателям глубже понять и прочувствовать программу.

Формы реализации программы:

лекции; дискуссии; проблемно-ситуативный анализ; контент-анализ информации; метод диалога; публичное выступление (проведение фрагмента занятия с последующим обсуждением в группе и получением супервизии); самостоятельная работа с первоисточниками; опыт описания самопознания.

Ожидаемый результат:

• владение теоретическим материалом, лежащим в основе программы «Жизненные навыки. Уроки психологии в 5-6 классе»;
• формирование четких представлений о групповой работе с младшими подростками;
• создание банка методических приемов и технологий по организации групповой работы с младшими подростками;

повышение качества психолого-педагогического сопровождения младших подростков.
Итоговой формой контроля является практико-значимый проект, включающий в себя разработку альтернативной темы по учебной программе. Проекты могут быть выполнены как в микрогруппах (не более 3 человек), так и индивидуально каждым участником.

Защита проектов происходит на зачетном занятии и включает в себя представление проекта в группе, обоснование его актуальности и новизны, а также проведение фрагмента занятия из данного проекта. При итоговом контроле учитывается качество и глубина опыта самопознания. Контроль усвоения программы и оценка самостоятельной работы слушателей проводится в виде контрольной работы и эссе.

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).

Тематический план программы

IT-студия SoftTime