Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому. А.Моруа
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения

Автор: Резапкина Г.В. Объем: 36 а.ч.

Обоснование курса

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Профильная ориентация необходима учащимся 8-9 классов для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения.

Целевая группа

36-часовой курс "Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения" рассчитан на школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов и других специалистов профильной школы, перед которыми стоят задачи профильной ориентации и отбора в профильные классы.

Краткое описание программы

В программе представлены различные подходы к выбору профессии и планированию карьеры, новые формы и методы профильной ориентации, прошедшие апробацию в образовательных учреждениях Московской области. Кроме лекционной формы в обучении используются элементы тренинга, проблемные ситуации, самодиагностика.

Темы занятий

1. Развитие представлений о профессиональном самоопределении. Современное понимание профессионального самоопределения. Концепция профессионального самоопределения. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения. Основные положения Концепции профильного обучения (3 часа).
2. Возрастные особенности старшеклассников. Условия формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (3 часа).
3. Предпрофильная подготовка как средство формирования готовности к профессиональному самоопределению. Основные направления, формы и методы предпрофильной подготовки и возможности их использования в профильной школе. Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на уроках и внеклассных занятиях (3 часа).
4. Специфика групповых форм профориентационной работы. "Скорая помощь в выборе профессии". Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей старшеклассников (3 часа).
5. Отбор в профильные классы: принципы, формы и методы психолого-педагогической диагностики. Рекомендации по обработке и интерпретации результатов (3 часа).
6. Работа классного руководителя в старших классах. "Беседы о выборе профессии" (3 часа).
7. Профориентационный тренинг "Необитаемый остров" как средство активизации профессионального самоопределения учащихся 8-х классов. Игровые формы профориентации (3 часа).
8. Программа профессионального самоопределения "Я и моя профессия": цели, задачи, содержание, возможности (3 часа).
9. Программа "Психология и выбор профессии" как средство формирования реалистичных представлений о себе и профессиональной карьере (6 часов).
10. Этические нормы и профессионально важные качества психолога-профконсультанта. Психолог в педагогическом коллективе. Методика "Психологический портрет учителя". Практическая работа. Самодиагностика приоритетных ценностей, психоэмоционального состояния, самооценки, стиля общения и уровня субъективного контроля (3 часа).
11. Зачет по теме "Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения" (3 часа).

IT-студия SoftTime