Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша. Г.Торо
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

О СОСТОЯНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Загрузить презентацию можно по ссылке.

В целях изучения состояния профориентационной работы в образовательных учреждениях Московской области в мае-июне 2008 года был проведен опрос, в котором приняли участие 534 образовательных учреждений 36 городских округов. Ниже приводятся его результаты и некоторые выводы о состоянии профориентационной работы в Московской области, которые не претендуют на абсолютную достоверность, но выявляют некоторые общие тенденции.

По данным опроса, в настоящее время почти в половине школ (44%) есть профильные классы, из которых больше всего физико-математических классов (16% школ).

На втором месте по популярности социально-экономический и гуманитарный профиль (13% школ).

Естественно-научный профиль – в 10, 5 % школ, в т.ч. специализация в области физики и химии – 7%, специализация в области биологии и географии – 3,5%.

Информационно-технологический профиль – 7% школ.

Филологический профиль – 3,5% школ.

Оборонно-спортивный профиль – 3% школ.

Индустриально - технологический профиль – 2% школ.

Агро-технологический и художественно-эстетический профиль – по 1,5% школ.

Вопрос организации профильного обучения находится в компетенции учредителя образовательного учреждения по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.

К сожалению, при открытии профильных классов не учитываются потребности регионального рынка труда.

Подход, изложенный в Концепции профильного обучения, не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, а также и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Отсутствие профильных классов не означает отсутствия профориентационной работы. Так, в школе № 2 Лотошинского района, где нет профильных классов, созданы все условия для получения выпускниками профессий водителя, тракториста-машиниста, оператора ЭВМ, швеи. В рамках предпрофильной подготовки ориентация на профессии начинается с 8-го класса. По окончании 10-го класса большая часть юношей получает права тракториста-машиниста, по окончании школы юноши получают удостоверения водителя категории «В» и «С», а девушки – швеи и водителя категории «В». Практически все выпускники получают удостоверения оператора ЭВМ.

Независимо от того, есть ли в школе профильные классы или нет, каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии и путей ее получения. В настоящее время курсы профессионального самоопределения ведутся далеко не во всех школах. По мнению респондентов, причина – недостаточная профессиональная подготовка преподавателей, слабая научно-методическая база.

В соответствии с рекомендациями Министерство образования РФ по организации предпрофильной подготовки (№03-51-157ин/13-03 от 20.08.2003) в 9-х классах общеобразовательных учреждений, к предпрофильной подготовке относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

По данным мониторинга, предпрофильная подготовка ведется в 55% школ, причем в 1,5% школ – уже в начальной школе; в 6% школ – с 5-7 класса; в 40% школ – с 8-9 класса.

Необходимо учитывать, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема в эти классы. Поэтому необходимо решить вопрос об открытой, гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.

Ответы на вопрос «По каким принципам проводится в вашей школе отбор в профильные классы?» ответы респондентов распределились следующим образом:
1) на основании рекомендаций учителей-предметников 6%
2) на основании тестирования, проведенного психологом 3%
3) с учетом рекомендаций учителей-предметников, данных тестирования, проведенного психологом, желания учащегося и мнения родителей 33%
4) другое (что именно) 15%

К сожалению, респонденты не смогли ответить на вопрос, какие методики используются для отбора в профильные классы.

Затруднения вызвала просьба указать семинары по вопросам профильного обучения и предпрофильной подготовки, в которых участвовали специалисты школы в 2006-2008 гг.

Ответы на вопрос «Кто, на ваш взгляд, должен помогать школьникам в их профессиональном самоопределении?» распределились следующим образом:
1) школьный психолог 72%
2) классный руководитель 71%
3) специалисты муниципальных психологических служб 50%
4) другое (что именно) 25%

«С какими учреждениями вы взаимодействуете по вопросам профориентационной работы?»
1) служба занятости 47%
2) управление образования 64%
3) комитет по делам молодежи 60%
3) учреждения начального и среднего профессионального образования 51%
4) учреждения высшего профессионального образования 41%
5) психологическая служба 45%
6) предприятия 15%
7) другое (что именно) 5%
8) ни с кем (признался один респондент)

Помощь в выборе профессии – комплексная задача, в решении которой заинтересованы многие общественные институты. Наряду с образовательными учреждениями профориентацией занимается служба занятости, управление по делам молодежи, учреждения профессионального образования. Однако при отсутствии координации между всеми этими структурами профориентация молодежи превращается в свою противоположность – дезориентацию.

«Что вашей школе не хватает для более эффективной помощи школьникам в выборе профиля обучения и будущей профессии?»
1) современных технологий профориентационной работы со школьниками 50%
2) квалифицированных специалистов по вопросам профессионального самоопределения 56%
3) курсы повышения квалификации педагогических работников, ответственных за профориентационную работу в школе 10%
4) спасибо, все есть 10%.

Хотя профильное обучение заявлено почти в половине школ, респонденты не смогли ответить на вопрос, какие методики используются для отбора в профильные классы, а сами профильные классы открываются без учета потребностей рынка труда.

Из ответов на вопрос о предпрофильной подготовке очевидно, что она рассматривается не как психологическая помощь в выборе профиля обучения или профессии на основе диагностики и развития профессиональных интересов и склонностей, а как углубленное изучение отдельных предметов, что противоречит идеям Концепции профильного обучения.

Большинство участников опроса (39%) указали, в школе сложилась эффективная система профориентационной работы (технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы, информирование выпускников о путях получения профессии и рынке труда, работа с родителями); 37% считает, что профориентационная работа носит фрагментарный и/или формальный характер (мероприятия проводятся от случая к случаю, в рамках месячников или по инициативе отдельных специалистов), 15% затрудняется ответить на этот вопрос; 1% считает, что профориентационная работа не ведется.

Аналитические возможности данного опроса ограничены следующими факторами: во-первых, в нем приняла участие только треть образовательных учреждений; во-вторых, из многих ответов очевидно, что лица, ответственные за профориентационную работу, имеют смутное представление о предмете опроса; в-третьих, корреляция между различными вопросами анкеты вызывает сомнения в достоверности представленных данных. Тем не менее, мы благодарны им за то, что они нашли возможность уделить время данному опросу.

Для выявления более полной картины состояния профориентационной работы в Московской области планируется непосредственное знакомство с опытом работы образовательных учреждений, в первую очередь тех, где «сложилась эффективная система профориентационной работы» с целью распространения их положительного опыта.

В Центре практической психологии образования разработаны десятки программ и методик профессионального самоопределения. Учебное пособие «Отбор в профильные классы» на Всероссийском конкурса психологических изданий 2006 года заняло II место в номинации «Лучшее методическое пособие по психологии» Система классных часов «Уроки самоопределения» получила в 2008 году диплом первой степени на Всероссийском конкурсе образовательных программ. В рамках областных и федеральных проектов разработан электронный учебник «Профессия и карьера», видеокурс «Дороги, которые мы выбираем», аудиокнига и сайт «Время выбирать профессию, учебно-методические пособия. Большинство этих методических разработок находятся в открытом доступе на сайтах metodkabi.net.ru, psychologia.edu.ru, proftime.edu.ru. В полном объеме они передаются слушателям семинаров и курсов повышения квалификации, проводимых Центром практической психологии образования АСОУ.

За три года повышение квалификации по теме «Профессиональная ориентация» прошли 90 специалистов образовательных учреждений Московской области. В масштабах области этого явно недостаточно. Однако многие учреждения, специалисты которых прошли обучение в Центре практической психологии образования, стали ядром профориентационной работы в своих городских округах: Долгопрудном, Королеве, Люберцах, Подольске, Протвино, Раменском, Сергиеве-Посаде, Серпухове, Троицке, Химках, Электростали и др. Учитывая, что специалистам приходилось тратить по 5-6 часов на дорогу, есть смысл продумать о создании дистанционного курса, благо технические возможности Академии социального управления позволяют это делать.

Разработанные в ЦППО программы и технологии профориентационной работы легли в основу моделей профориентационной работы ряда субъектов Российской Федерации и трех округов Москвы. То, что половине опрошенных для более эффективной помощи школьникам в выборе профиля обучения и будущей профессии не хватает современных технологий профориентационной работы со школьниками и квалифицированных специалистов по вопросам профессионального самоопределения, скорее, говорит о том, что респонденты не владеют данным вопросам.

Отсутствие в Московской области системы профориентационной работы – не вина образовательных учреждений и управлений образованием, а беда. С тех пор, как пять лет назад был ликвидирован Московский областной центр профессиональной ориентации молодежи, в Подмосковье нет ни структуры, которая бы занималась координацией профориентационной работы, ни законодательной базы для создания системы профессиональной ориентации на региональном уровне. Поэтому повышение квалификации, методическое обеспечение и профессиональный рост энтузиастов, занимающихся профориентационной работой, пока остается их личным делом, в то время как в Москве профориентация признана приоритетным направлением работы всех образовательных учреждений.

Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления

IT-студия SoftTime