Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл своей жизни. В. Франкл
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

Фабрика марионеток

Рецензент: Галина Резапкина,
автор - Дж.Гатто,
издательство "Генезис" ссылка, 2006.

Фабрика марионетокКнига американского учителя Дж. Гатто, изданная в Америке под шокирующим названием "Как из детей делают идиотов", взбудоражила всю страну. В чем причина? Да просто человек, знающий проблемы образования изнутри, честно рассказал о том, что происходит с детьми в американской школе.

Дж. Гатто пишет, что американская школа - это "фабрика марионеток", выполняющая вполне определенный социальный заказ. Истинная цель американского образования - воспроизводство людей ограниченных и управляемых. Индивидуальность ребенка никого не интересует.

Гатто беспощадно препарирует систему образования, показывая, чему учит школа. А учит она, по мнению автора, бессистемности, безразличию и зависимости, ничего общего не имеющей с послушанием. Грандиозная образовательная система живет по своим законам, которые далеки от реальных возможностей и потребностей самих детей, и потому наносят непоправимый урон их психическому и физическому развитию. Эта система разъединяет поколения и делает невозможной передачу обычных жизненных знаний и умений от старших к младшим. Знания, которые дает школа, часто совершенно абстрактны и оторваны от реальной жизни.

Как сохранить у детей живой интерес к знаниям, самостоятельность, ответственность, если вся система направлена на формирование конформистов и циников? Автор видит выход в свободе выбора форм образования и возрастании роли семьи в обучении и воспитании детей.

Американский учитель, как бывалый сапер, прошедший минное поле, указывает нам опасные места и обходные пути.

В российской школе все не так запущено, но ее беды и болезни очевидны всем. Выздоровление школы как социального института возможно только при условии "выздоровления" всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей.

Среди родителей есть такие, которые вообще не задумываются о том, что происходит с их детьми. Кто-то, наоборот, считает необходимым постоянно контролировать или опекать ребенка. Некоторые сами не любили школу и передают эту неприязнь своим детям. Другие считают, что именно школа делает человека человеком.

И все они по-своему правы, потому что каждая школа - особый организм. Если повезет, школьные годы будут восприниматься как осмысленный и полный жизни этап. А если нет? Терпеть десять лет?
Так вот - совсем не обязательно, считает Гатто. Можно поменять школу, учителей, можно вообще учить ребенка дома. Можно найти множество выходов, которые помогут ребенку, а может быть, даже спасут его. Для этого нужна смелость, которая дается уверенностью в себе и своем ребенке. Но если родители ориентируются только на требования школьной системы, игнорируя интересы и потребности ребенка, то они перестают его чувствовать и верить в него.

"В школе следует проводить меньше времени, а не больше, - считает Дж.Гатто, - Вы хотите передать ребенку свои ценности? Так живите с ним одной жизнью, любите его, уважайте в нем человека. И пользы от этого будет гораздо больше, чем от самой лучшей гимназии!"

Эта честная книга, написанная американцем для американцев, поможет нашим читателям - родителям и учителям - видеть и обходить <подводные камни> современного образования, быть более критичными к чужому опыту, а главное - она учит нас тому, чему мы пытаемся учить детей - прогнозировать последствия своего поведения и нести ответственность за свои поступки. Может, стоит прислушаться к словам человека, который думает о будущем своей нации?

IT-студия SoftTime