Секрет удачного выбора сотрудников прост: надо находить людей, которые хотят делать то, что вам надо. Г. Селье
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

3-5 июня 2009. Итоги семинара "Развитие организационной культуры педагогических коллективов для решения проблем дисциплины, мотивации, кооперации"

Кошмар школьного психолога – запросы типа «Сделайте что-нибудь с этим учеником» или, в лучшем случае, «Что мне делать с этим учеником?» Самые продвинутые требуют «повысить учебную мотивацию». Можно ли помочь учителю, который просит «закодировать» ученика, чтобы он вел себя «прилично» или интересуется «болевыми точками» ребенка, на которые при необходимости будет нажимать?

Десять лет назад в издательстве «Генезис» вышло первое издание ставшей бестселлером книги «Учитель и проблемы дисциплины». Успешный профессиональный опыт авторов, известных психологов Е.А.Мухаматулиной и С.В.Кривцовой, подкрепленный идеями лучших представителей гуманистической психологии Роджерса, Гордона, Фрейберга, трансформировался в сценарий тренинга, который, к сожалению, до сих пор не потерял своей актуальности.

Вы не задумывались, почему у психолога обычно на уроке проблем с дисциплиной больше, чем у педагога, не знакомого с психологическими механизмами плохого поведения учеников? Почему не срабатывают технологии? Почему недостаточно знать, «как надо»?

Как самый лучший инструмент бесполезен, если не опасен, в руках неумелого хирурга, так и психолого-педагогические приемы невозможно освоить по книгам и учебникам, если у психолога не сформировано профессиональное самосознание. Передавая технологию «из первых рук», мастер передает не только инструмент, но и свое видение проблемы, свои убеждения и ценности.

3-5 июня 2009 года в Москве прошел семинар «Развитие организационной культуры педагогических коллективов для решения проблем дисциплины, мотивации, кооперации». Задачи, поставленные его автором и ведущим, руководителем Центра практической психологии Академии социального управления Министерства образования Московской области, доцентом кафедры психологии личности психологического факультета МГУ Светланы Васильевны Кривцовой, развивают идеи и технологии, изложенные в книге «Учитель и проблемы дисциплины».

С чем пришли на этот семинар и чего ждали от него школьные психологи?

Лариса Ивановна, педагог-психолог Раменской гимназии: «Была на тренингах с подобной тематикой, но реализовать их в своём учебном учреждении не удалось. Основная причина – сопротивление педагогов, многие из которых, заслуженные работники образования, «стотысячники», считают, что психолог ничему новому их научить не может. Хочу получить технологию из первых рук, потому что не оставляю надежды на ее внедрение.

Ольга – педагог-психолог Егорьевской гимназии: «Основные трудности в работе связаны с большими нагрузками. В ближайшее время намечено слияние гимназии с обычной школой. Думаю, как сделать этот процесс менее болезненным, ведь в каждом «доме» свои правила, традиции и принципы».

Наталия Алексеевна – педагог-психолог из города Юбилейный: «Совмещаю работу психолога и заместителя директора по воспитательной работе, поэтому имеют особый интерес к работе с учителями. Педагоги готовы сотрудничать с психологической службой».

Марина Константиновна – психолог, Москва: «Был травматичный опыт работы педагогом-психологом в большой школе, где в каждой параллели по восемь классов. Через несколько лет в полной мере ощутила на себе феномен эмоционального выгорания, истощения. Не было никакой поддержки со стороны администрации. Думаю, что внедрение Программы в образовательное учреждение возможно только после обучения самих «начальников от образования».

Екатерина Александровна – консультант по развитию психологической службы Звенигорода: «Отношение к психологам в городе не однозначное. Был случай, когда студентов-практикантов не пустили в школу для проведения мониторинга состояния психологических служб системы образования. Свою задачу вижу в управлении деятельностью психологов, согласовании их работы с деятельностью администраций образовательных учреждений».

Наталья – педагог-психолог, Люберцы: «Основная проблема психологической службы – нефункциональное использование психологов. В психологе видят «палочку-выручалочку». Деятельность педагога-психолога, как правило, строится по принципу «куда пошлют». Самый распространённый запрос: «Сделай с ними что-нибудь», например, «Сделай так, чтобы дети пошли в 10-й класс». Задачи, которые ставит администрация перед психологом, меняются каждый день. Нет нормального кабинета. С детьми и их родителями гораздо больше взаимопонимания. Надеюсь реализовать идеи Программы в начальной школе, с учителями которой сложились конструктивные отношения».

Наталья – педагог-психолог сельской школы (Раменский район): «Директор доверяет и позволяет воплощать идеи психолога. Но отношение педколлектива к работе психолога сложное. По-прежнему существует практика «вталкивания» провинившегося ребенка в кабинет психолога для «разборок». Учителя готовы слушать психолога, но ничего не меняют в своей работе в соответствии с его рекомендациями. Типичный ответ: «Ты поводи руками и сделай так, чтобы нам было легче».

Светлана – педагог-психолог (Королёв): «Два года работы ушли на формирование доверия психологу. Проблема дисциплины в школе – самая острая и актуальная. Администрация не против любых начинаний психолога, но педагоги хотят только чётких советов, что делать с классом. И если рекомендации «не срабатывают», виноват психолог. От семинара жду знакомства с Программой и нюансами ее внедрения».

Думаю, под этими словами могли бы подписаться большинство школьных психологов. Большая нагрузка, размытый функционал, отсутствие нормальных условий, непонимание смысла психологической работы окружающими и неготовность других к изменениям – все это правда. Но не вся. Редко кто жалуется на себя – свою способность поставить себя на место учителя, директора школы, родителей… Мы привычно говорим учителям о «пьедестале» и «красном карандаше», не замечая своего менторского тона. Мы – «на стороне ребенка». А что, учитель в другом окопе? Есть притча о человеке, который захотел изменить мир к лучшему. Потом свою страну, свой город, свою семью… и все безуспешно. Когда он изменился сам, изменилась его семья, затем его город, страна…

Успех семинара во многом зависел от готовности его участников не только к восприятию информации, иногда неожиданной даже для опытных психологов, но и к изменениям. Насколько они глубоки – покажут результаты внедрения программы «Развитие организационной культуры педагогических коллективов для решения проблем дисциплины, мотивации, кооперации» в практику школы, города, области…

Галина Резапкина
Е.В.Феоктистова, Троицк
Е.В.Феоктистова, Троицк
С.В.Кривцова, руководитель ЦППО
С.В.Кривцова, руководитель ЦППО
Итоги семинара
Итоги семинара
Фото на память
Фото на память

IT-студия SoftTime