Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша. Г.Торо
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

08.04.2011. Опыт организации психологической службы образования в Германии

8 апреля 2011 года специалисты Центра практической психологии образования АСОУ приняли участие в научно-методологическом семинаре «Опыт организации психологической службы образования в Германии». На семинар были приглашены руководители психологических служб, методисты и педагоги-психологи системы образования, представители Министерства образования Московской области.

С.В. Кривцова, начальник Центра практической психологии образования АСОУ ФИРО, кандидат психологических наук представила немецких коллег – руководителя школьной психологической службы г. Мюнстера (Германия) доктора психологии Лотара Дункеля и его сотрудника Антию Бекер.

Сама Светлана Васильевна несколько лет была научным руководителем первой в России психологической службы – центра «Генезис», из которого выросло лучшее издательство психологической литературы в стране. Она рассказала, как в 90-е годы со своими коллегами знакомилась с европейским и американским опытом создания психологической службы в системе образования и школьных программ, направленных на решение детских и подростковых проблем. Именно тогда возник замысел создания программы «Жизненные навыки. Уроки психологии в школе», по которой сегодня в России работают сотни школ.
С.В. Кривцова

Сравнивая период «расцвета» психологии образования с ее сегодняшним состоянием, С.В. Кривцова отметила, что процесс «выдавливания» психологии из школы тесно связан с иерархией ценностей: то, что психологи делают для школы – руководителям школ неясно либо неинтересно, хотя без психологии кризис в системе образования преодолеть невозможно. Московские коллеги, чтобы спасти психолога как вид вышли с предложением вывести психологов из подчинения директорам школ, сконцентрировав ставки в психологических центрах. В Москве действует 64 психологических центра, которые планируют сократить до десяти окружных центров, где будут оказываться два типа услуг – базовые и дополнительные. Министерство образования Московской области планирует принять административные меры, направленные на защиту педагогов-психологов от неоправданных сокращений – этим вопросом займется только что созданная рабочая группа.

Хотя трудно заниматься содержательными вопросами, когда стоит вопрос выживания, участники семинара живо реагировали на рассказ руководителя школьной психологической службы, доктора психологии Лотара Дункеля об организации психологической службы в Германии в переводе старшего научного сотрудника Центра практической психологии образования АСОУ ФИРО В. К. Загвоздкина.

Рассказывая о структуре организации психологической службы в Мюнстере, Лотар Дункель отметил схожесть ситуаций, с которыми сталкиваются немецкие и русские психологи в своей работе: трудности взаимоотношений между учителями и учащимися, неуспеваемость, плохое поведение, эмоциональные расстройства и многое другое.

Основные принципы, которыми руководствуются немецкие психологи, теоретически нам знакомы – бесплатность, конфиденциальность, независимость и доступность – однако школьному психологу в наших условиях реализовать их практически невозможно.

Бесплатность подразумевает, что клиент не платит психологу, работа которого финансируется исключительно из бюджета, причем, неплохо.

Конфиденциальность означает, что третье лицо может быть ознакомлено с результатами работы психолога только с письменного согласия самого клиента.

Независимость, или нейтральность – это непредвзятая позиция по отношению к клиенту. Психологическая служба в Германии не встроена ни в какую иерархию: если бы психолог был в подчинении директора школы, ему было бы трудно выполнять это условие, т.к. нередко школьные проблемы вызваны стилем руководства или преподавания.

Доступность – это возможность каждому жителю города получить необходимую психологическую помощь в полном объеме.

Психологическая служба Мюнстера обслуживает 300 тыс. жителей города, в котором сто школ и 50 тыс. учащихся. В штате 10 человек, которые выполняют функции диспетчеров: принимают звонки, обсуждают проблему по телефону и направляют клиента к соответствующему специалисту: психологу, психотерапевту, психоневрологу и др. Чаще всего звонят родители учащихся, но 20% звонков – от учителей. Работа с учителями вообще занимает особое место в психологической службе: по школам рассылаются каталоги с программами тренингов для учителей, посещение которых засчитывается как повышение квалификации, проводятся консультации и супервизии по проблемным ситуациям. Немецкие учителя в отличие от наших охотно идут на контакт с психологом и сами осваивают психологические техники.

Сотрудник школьной психологической службы Антия Бекер рассказала о возможностях психологической поддержки при трудностях в усвоении счета у детей младших классов. Арсенал работы с детьми и подростками, кроме традиционных для нас тренингов, развивающих занятий и диагностики, включает такую экзотику, как канистерапию (от лат. canis – собака) и иппотерапию.

Лотар Дункель отметил сложность организации психологической службы в такой огромной стране, как в России, и рассказал, что импульсом для развития психологической службы в Германии стали трагические случаи – самоубийства и немотивированные убийства, вызванные психологическим неблагополучием конкретных людей во вполне благополучной европейской стране. От таких трагедий не застрахована ни одна страна – главное, какие выводы делает правительство и какие меры предпринимает, чтобы изменить ситуацию.

Россия по числу самоубийств среди детей и подростков уверенно лидирует, поэтому известие о сокращении школьных психологов вызвало у немецких коллег недоумение.

Очевидно, что психологическая служба образования в нашей стране работает недостаточно эффективно. Слова «оптимизация» в его истинном значении подошло бы, но уж больно зловещий оттенок оно приобрело в последние годы. Будем надеяться, что знакомство руководителей образования всех уровней с успешным опытом наших зарубежных коллег поможет чиновникам сделать правильные выводы и принять точные управленческие решения, направленные на поддержку психологии образования.

Галина Резапкина

IT-студия SoftTime