Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо. В. Франкл
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

Т.В. Кротова, С.А. Баторова. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Т.В. Кротова, педагог-психолог МОУ СОШ №11, С.А. Баторова, профконсультант МУСОМ «Центр по профориентации и трудоустройству молодежи» (г. Серпухов)

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, с успехом используются игровые технологии, направленные на активизацию профессионального самоопределения учащихся. Целесообразно использовать в игре знания, которые уже имеются у школьников. Задача ведущих – привести их в систему.

Достоинства игр: возможность увидеть целостность проблемы, творческое овладение изучаемым материалом, приобретение навыка принятия решения, овладение ролевым поведением, создание более непринужденной и доброжелательной, чем обычно, атмосферы.

Недостатки игр: трудность подачи большого информационного материала, несерьезное восприятие метода участниками игры.

Условия проведения профориентационных игр:

-высокая динамика;
-акцент на положительных, ин­тересных и правильных высказываниях и действиях;
-соблюдение принципа добровольности участия;
- проведение игровых упражнений не более 3-5 раз, иначе игроки сами не заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;
-стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам.
Выделяют следующие группы профориентационных игр:
- игровые профориентационные упражнения («Профессия на букву», «Самая-самая», «Человек-профессия», «Эпитафия»). Смысл этих упражнений сводится к расширению знаний о мире труда, лучшему осознанию особенностей профессий.
- бланковые игры с классом («Бизнес-риск-мен», «Я-компаньон», «Купля- продажа»). В бланках, которые имеются у каждого участника, отражаются все ходы и результаты. В шутливой форме игра «Бизнес-риск-мен» позволяет смоделировать некоторые особенности деятельности российских предпринимателей.
- карточные бланковые игры («Комплимент», «Болван», «Сударь-государь»). Смысл данных игр - познакомить игроков с самим процессом размышлений о тех или иных аспектах самоопределения.
- карточные профконсультационные игры («Страшный суд», «Карьера», «Человек-судьба-черт»). Важнейшим активизирующим приемом данных игр является специально организованный игровой спор.

Игровые методы не должны занимать в работе более 25-30% общего времени занятий. В этом случае они воспринимаются учащимися не как развлечение, а как естественная форма работы.

Во всех школах города Серпухова профориентационные игры успешно применяются на занятиях по профориентации профконсультантами.

Ежегодно специалисты Центра по профориентации и трудоустройству молодежи проводят городскую профориентационную игру-викторину «На пороге взрослой жизни». Цель мероприятия – расширить представления подростков и молодежи о мире профессий, повысить мотивацию к труду и развить творчество у учащихся девятых классов.

В отборочном туре учащиеся выполняют задания разной сложности. Домашнее задание (визитная карточка) - это представление профиля своей школы или современной профессии. Ребята с большим энтузиазмом, творчески подходят к подготовке домашнего задания. Наши специалисты разнообразили игру с помощью информационно-коммуникативных технологий. Отборочный тур игры состоит из 24-х разнообразных и интересных конкурсных вопросов, которые поделены на группы:

- «Тип мышления» - вопросы на определение типа мышления, присущего той или иной деятельности,
- «Общие вопросы», «Ребусы» - здесь были зашифрованы различные профессии, с которыми ребята, знакомились на занятиях по профориентации.
- В группе "Тип профессии" подросткам предстояло, просмотрев видеосюжет, назвать сферу деятельности, к которой относится данная профессия. А если они называли не менее пяти профессионально-важных качеств этого типа профессии, то за каждое правильное получали ещё баллы.
- В группе «Музыкальные вопросы» по фрагменту музыкального произведения (минусовки), девятиклассники определяли, о какой профессии идет речь.
- Самой интригующей категорией стал «Кот в мешке», где учащихся ждали неожиданные и интересные задания.
- Капитанам команд в отдельном конкурсе предстояло показать свои знания и эрудицию.

По результатам отборочного тура определяются три сильнейшие команды, которые во втором туре соревнуются между собой. Таким образом, определяется команда - победительница. Все команды получают диплом участника, а занявшие 1,2,3 места награждаются ценными призами.

Игра «На пороге взрослой жизни» стала своеобразным подведением итогов профориентационной работы среди учащихся 7-9 классов.

В 10 классе оборонно-спортивного профиля в рамках элективного курса «Психология общения» проводится профориентационная игра «Жизнь на острове». Разработка этой игры в 2007 году стала победителем в конкурсе авторских программ психологов образования Московской области в номинации «Лучшая программа тренинга для детей и подростков». Старшеклассники на протяжении 8 занятий пробуют себя в различных профессиях, в тренинговом режиме вступают в ролевое взаимодействие. И, несмотря на то, что основной целью игры является групповое сплочение, преодоление барьеров в общении, кризисов работы группы, многие из учащихся осознают важность правильного выбора дальнейшего обучения, а иногда и пересматривают свои взгляды.

Игровые технологии готовят школьников к выбору профиля дальнейшего обучения и помогают строить реалистичные профессиональные планы.

IT-студия SoftTime