Всякое вмешательство в человеческое поведение чревато вредными последствиями, вне зависимости от того, насколько невинна сама процедура вмешательства. Шэкит
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

Т.К. Фадеева, Ю.Я. Новикова. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА С РОДИТЕЛЯМИ

Т.К. Фадеева, педагог-психолог МОУ СОШ №4, Ю.Я. Новикова, профконсультант МУСОМ «Центр по профориентации и трудоустройству молодежи» (г. Серпухов)

Специалисты (профконсультанты) Центра по профориентации и трудоустройству молодежи в системе профориентационной работы с учащимися ведут работы с родителями. В 2013 году специалисты Центра посетили 31 родительское собрание и провели 297 индивидуальных консультаций.

Помощь родителей в выборе профессии неоценима. Никто не знает и не чувствует своего ребенка лучше, чем родители. Но иногда родители в силу ряда причин не могут помочь воим детям в решении проблемы профессионального выбора.

Стереотипы, искажающие и затрудняющие выбор профессии в подростковом возрасте, закладываются еще до школы. Поэтому успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и профконсультану сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии.

В профориентационной работе с родителями используются групповые формы работы - тематические родительские собрания и анкетирование родителей, а также индивидуальное консультирование родителей и родителей с детьми.

Основной формой работы с родителями являются родительские собрания, общешкольные или классные. Родительские собрания проводятся в форме беседы. Профконсультант акцентирует внимание взрослых на следующих моментах:

- не рекомендуется настаивать на родительском выборе вопреки желанию подростка;
- наиболее продуктивным поведением родителей в вопросе выбора профессии является сотрудничество с подростком и создание ему условий для пробы сил в различных видах деятельности;
- однозначного ответа на вопрос о профвыборе найти практически невозможно, поэтому желательно пробовать, рисковать, исправлять ошибки, находить оптимальные варианты.

Темы родительских собраний выбираются в зависимости от условий их проведения и формата.

Примерные темы родительских собраний

1. Профориентационная работа в школе. Цели и задачи работы школьного профконсультанта.
2. Пути получения образования. Информация об учебных заведениях.
3. Система довузовского образования. Современные формы и методы подготовки к поступлению в учебные заведения.
4. Анализ реализации профессиональных намерений выпускников школы.
5. Правила построения личного профессионального плана. Типичные ошибки при выборе профессии. Медицинские противопоказания.
6. Экономическая ситуация в городе и районе. Информация в рынке труда.
7. Возрастные особенности подростков.

Еще одной формой работы является индивидуальная консультация в присутствии родителей.

При индивидуальной консультации с родителями показывать заполненные анкеты и мето­дики можно только с разрешения учащегося. Беседа профконсультанта с ребенком обязательно должна проводиться без присутствия родителей, однако подключение в определенный момент родителей к этому вопросу, обсуждение результатов, выводы, обсуждение дальнейшего обучения играет очень важную роль. В ходе консультации с родителями профконсультанту важно прояснить:

а) позицию семьи в вопросе профессионального самоопределения ребенка (насколько актуален в семье вопрос выбора профессии; стиль помощи в выборе профессии: авторитарное давление, совместное обсуждение, безразличие);
б) материальные возможности семьи (оплата подготовительных курсов, репетиторов, платное обучение и т.д.);
в) уровень притязаний родителей;
г) уточнение интересов, способностей, круга общения, здоровья, черт характера.

В ходе консультации родители получают информацию об учебных заведениях, днях открытых дверей, профессиях, о том, какие вакансии предложены сегодня на рынке труда Серпухова или Москвы, уровень заработной платы, особенности сдачи экзаменов, поступления, дальнейшего профессионального пути, но основании которой совместно с ребенком могут принять обоснованное решение.

Ежегодно «Центр по профориентации и трудоустройству молодежи» проводит Ярмарку учебных мест (на ней присутствуют более 40 учебных заведений), на которую мы приглашаем родителей, чтобы они могли познакомиться с различными учебными заведениями и сами задать интересующие вопросы.

Бесполезно ставить недостижимую задачу изменения родительских установок даже в том случае, если они кажутся профконсультанту непродуктивным. Но установление диалога, нахождение общего языка, разграничение ответственности, знакомство родителей с содержанием профдиагностических и профориентационных программ необходимо и вполне достижимо, хотя и требует значительных усилий с обеих сторон.

IT-студия SoftTime