Буллер (булли) – инициатор буллинга

Раньше психологи думали, что буллинг начинает тот, кто просто не знает, как общаться нормально. Буллеров пытались учить общаться. Не помогало. Психологи роджерианского направления предложили повысить самоценность буллера, проведя с ним тренинг принятия и одобрения. Не помогло, оказалось, что буллеры обладают неадекватно завышенной самооценкой. Они искренне уверены, что они особенные, имеют больше прав, имеют законные основания быть высокомерными, решать судьбы других и повелевать. Некоторые буллеры действительно что-то умеют делать лучше других учеников (быстро думают, хорошо рисуют, имеют высокий уровень интеллекта и т.д.). Но большинство буллеров ничем особенным не выделяются, и при этом все равно убеждены в своей исключительности, дающей им право наказывать других детей, быть агрессивными, систематически травить слабого, устанавливать свои законы.. Когда учитель перепоручает наведение порядка в классе активным очаровательным «лидерам», он рискует оказаться одураченным ловкими манипуляторами-буллерами. Законы буллинга – это законы уголовного мира: власть принадлежит сильным, удел слабых – быть использованными для нужд сильных. Бывает так, что буллер как-то связан с этим миром, считает его приемлемым для жизни школы. Научные данные говорят, что среди буллеров 50% тех, кто в других местах сам является жертвой насилия/буллинга, но 50% - это дети, которых никто не бьет и не притесняет.

Сегодня превалирует клинический подход к буллингу, означающий, что длительная настойчивая травля – маркер серьезного личностного расстройства, то есть буллер нездоров. Его эмоции нарушены, хотя волевая сфера выглядит здоровой. Он добивается своего, интеллект его работает, но совесть не останавливает буллера и не позволяет принимать решения, за которые он мог бы на самом деле ответить. Потребность в самоутверждении за счет унижения других людей говорит о «сломанной» системе самоценности, нарушении развития эмоциональности, а значит – и личности, то есть о личностной патологии. Чем раньше буллер столкнется с конфронтацией, тем скорее он «опомнится». Конфронтация – твердая, не агрессивная позиция: «Так нельзя, и я не допущу подобного поведения!» - лучший способ остановить развитие неприемлемого поведения.

Фрагмент книги коллег из ФРГ (Vgl. Siegrun Boiger / Jens Muller-Kent: Mobbing in der Grundschule), посвященный буллерам: www.ekbo.de/Dateien/bildungswerk_mobbing.de

Буллинг может происходить в любом классе. Потенциальный тиран (буллер), движимый желанием реализовать свою власть, ищет уязвимые места, на которые потенциальная жертва реагирует с особой чувствительностью. И только затем находятся какие-либо внешние аргументы, почему жертва должна быть подвергнута террору (житель Средней Азии, еврей, гасторбайтер, носит беушную одежду от него воняет, по-русски не умеет говорить и т.д). Меньше всего виновата сама жертва.

Возможные причины осуществления буллинга:

Учителя также могут вносить вклад в возникновение буллинга через следующие факторы:

Буллеру можно помочь, если

См. также статьи Школьный план действий, Властолюбцы и Буллеры