Хорошее в школе

В чем оно проявляется? Еще Ушинский писал: «Бороться со злом нужно, увеличивая количество добра». Школа, в котором мало хорошего, беззащитна перед эпидемией буллинга. В науке управления образованием хорошее, ценностное содержание образовательного процесса  называют атмосфера в школе.

Атмосфера школы (климат) – один из главных терминов менеджмента образовательных учреждений в экономически развитых странах.

      Определяется через чувства (позитивные или негативные) всех участников образовательного процесса – детей и взрослых – по поводу окружающей обстановки, того, насколько она психологически комфортная, безопасная и  поддерживающая. Школьная атмосфера рассматривается в двух аспектах:  как формирующая у ребенка а) чувство принадлежности к этой школе, связанности с нею и б) чувство собственной ценности и важности. Первый аспект связан с тем, насколько школа способствует добровольному включению ребенка в школьную жизнь: ребенок нужен и участвует в самых разных проектах, поэтому он рад быть членом большой школьной команды. Второй аспект – участие школы в его судьбе, простраивании его перспектив на будущее, поддержки его успехов, как академических, так и социальных.

Вот Анкета авторов этой Азбуки, описывающая составляющие школьной атмосферы

Описание составляющих  школьной атмосферы с точки зрения важных для развития ребенка переживаний

№№

Вопрос

Да

Нет

I. Безопасно ли в школе, надежны ли правила? Есть ли ясность критериев успешного обучения? Регулируют ли порядок реально существующие правила и запреты, действующие санкции? Получают ли ученики   помощь и подсказку в  ориентировании в правилах и санкциях (особенно «новенькие»).

ВСЕ ЭТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЧУВСТВА ПОКОЯ, УВЕРЕННОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, ПОЯВЛЯЕТСЯ  ЯСНОСТЬ, ДЕТИ ХОРОШО МОГУТ ОРИЕНТИРОВАЧТЬСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

1

Знаю ли я, в каких местах школы  небезопасно?

 

 

2

Есть ли у старшеклассников доступ к туалетам учеников начальной школы?

 

 

3

Есть ли в школе дежурства учителей или старшеклассников на переменах?

 

 

4

Есть ли в школе традиция посвящать специальное время разъяснению ученикам правил нашей школы? (Знают ли ученики, какие санкции последуют со стороны школы за тот или иной проступок?)

 

 

 

5

Есть ли в нашей школе инстанция, которая реально является авторитетной даже для храбрых нарушителей (директор, Совет отцов, Совет справедливости и т.п.)?

 

 

6

Есть ли в школе гласность и прозрачность в отношении устанавливаемых наказаний?

 

 

7

Чувствуют ли учителя себя в школе безопасно?

 

 

8

Кто-то помогает «новеньким» адаптироваться, курирует их?

 

 

II. Интересно ли в школе? Нравится ли в ней учиться и проводить время? Теплая ли атмосфера?

ЭТО ДАЕТ ЧУВСТВА: «ИНТЕРЕСНО, НРАВИТСЯ, ВЕСЕЛО, ЗДОРОВО» ПОЯВЛЯЕТСЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ САМОГО ПРОЦЕССА ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ 

9

Есть ли в школе учителя, которые сами увлечены своим предметом и умеют увлечь детей?

 

 

10

Нравятся ли детям проекты, групповые задания, межпредметные исследования?

 

 

11

Приветствуется ли «театральность»? Есть ли в школе театральные постановки? Концерты? Художественные занятия?

 

 

12

Есть ли место в школе, где ученики могли бы легально выразить свои чувства (доска объявлений, «Стена плача», Дерево приветствий и пр.)?

 

 

13

Ведется ли работа по укреплению чувства: «Мы – команда»  в классах? Принято «болеть» за своих в спортивных соревнованиях?

 

 

14

Принято ли поздравлять с днем рождения именинников?

 

 

15

Поощряются ли учителя, классные руководители за создание дружеских отношений в своем классе?

 

 

16

Участвуют ли учителя/администрация в художественной самодеятельности/походах/спектаклях наряду с учениками?

 

 

III. Получают ли дети в школе опыт уважительного внимания, достойного обхождения с проблемами? Есть ли в школе культура справедливости?

ЭТО ДАЕТ ЧУВСТВО: МЕНЯ ЗАМЕТИЛИ, Я – КТО-ТО ВАЖНЫЙ, ЗА МЕНЯ ВСТУПАЮТСЯ, Я ИМЕЮ ПРАВА, У МЕНЯ ЕСТЬ ДОСТОИНСТВО, Я – ЛИЧНОСТЬ, Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ, Я ЗНАЮ СЕБЯ

17

Соблюдают ли учителя конфиденциальность, когда дети им рассказывают личные истории?

 

 

18

Соблюдают ли учителя конфиденциальность, когда дети им рассказывают личные истории?

 

 

19

Привлекаются ли сами дети/и родители к процедуре формирования свода правил (и санкций) нашего класса/нашей школы?

 

 

20

Поощряются ли администрацией  те учителя, которые хорошо знают, как живут их ученики?

 

 

21

Есть ли в школе согласованная и твердая позиция в отношении нетерпимости к насилию, травле, воровству?

 

 

22

Принято ли в школе сообщать родителям об успехах их ребенка?

 

 

23

Принято ли «всем миром» помогать тому, кто оказался в трудном положении? Является ли помощь другому поощряемым поведением со стороны учителей?

 

 

24

Учителя никогда публично не оглашают оценки детей и не сравнивают их друг с другом?

 

 

IV. Думают ли в школе о будущем ребенка? Чувствует ли он смысл в прилагаемых усилиях?

ЭТО ДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ НАПРАВЛЕННОЙ В БУДУЩЕЕ ЖИЗНИ, ГОТОВНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ, ЗНАНИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, РЕАЛИСТИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ И ГОТОВНОСТЬ ВЫБРАТЬ ЕДИНСТВЕННУЮ ПОДХОДЯЩУЮ ИМЕННО МНЕ ЦЕЛЬ

25

Принято ли в школе помогать ребенку в понимании собственных способностей?

 

 

26

Чувствуют ли дети / родители, что их за что-нибудь ценят в школе? Создают для каждого ситуацию успеха?

 

 

27

Помогают ли учителя в профессиональном самоопределении?

 

 

28

Приглашают ли в школу представителей СПО и НПО? Институтов, университетов?

 

 

29

Есть ли в школе дополнительные занятия, развивающие жизненные навыки учеников, готовящие их к реальной взрослой жизни?

 

 

30

Организуются ли встречи с успешными выпускниками? Школа поддерживает с ними отношения?

 

 

31

Помогают ли учителя выбрать профиль старшеклассникам?

 

 

32

Принято ли приглашать родителей для разговора о будущем профессиональном пути ученика?

 

 

 Благодаря этой или похожей любо другой  анкете коллектив педагогов-единомышленников можно сделать  первые шаги в направлении  улучшения атмосферы школы. Всем детям, да что  говорить, и учителям тоже, такая атмосфера была бы очень привлекательна для работы. Детям, требующим «особого внимания» она необходима во много раз больше. Ведь именно дома они часто не получают этих важных для жизни опытов:

  1. Ощущения безопасности, ясности и предсказуемости со стороны окружающего  мира – это лишает их покоя, делает тревожными или агрессивными, - но всегда в глубине - неуверенными. Они не доверяют миру. Мир воспринимается как ненадежный, дающий слишком мало опор. Часто защитный стиль поведения этих детей – поиски предела дозволенного. Они как бы проверяют «на прочность» любые правила или каждого, кто становится для них «родительской фигурой». Проверяют, не веря в эту самую прочность и надежность, и одновременно отчаянно в ней нуждаясь.
  2. Теплых чувств и приносящих радость отношений. В их жизни много плохого и мало того, что нравится. Когда в опыте переживания мало чувства «нравится», у человека формируются холодные отношения с жизнью, она имеет все меньше ценности, ее не за что отстаивать и беречь. Такой ребенок инстинктивно ищет все более незатейливых путей к «нравится»  и быстро обнаруживает эрзацы  в виде алкоголя, курения, игромании. Многие дети научились получать садистическое удовольствие, устанавливая свою власть над другими. Любые зависимости развиваются, когда в жизни мало привлекательного, интересного, того позитивного, что оживляет и  согревает человека.
  3. Такие дети не знают, как отстоять собственные права, часто не знают своих прав или уверены, что лучшего отношения они просто не заслуживают, ведь родители так часто говорят им об этом. Живя с внутренним убеждением, что они «недостаточно хорошие», они нуждаются в справедливой оценке и большом такте, так как (несмотря на собственную бесцеремонность) гораздо более ранимы, чем дети благополучные.  
  4.  На фоне всего перечисленного нет и ясного будущего: что могу я ждать хорошего  в этой жизни? Ничего, - думают они, потому что не доверяют миру и не верят в собственные способности. Тогда нет смысла и напрягать силы, чтобы стремиться к нему. Тогда, если смысла нет, «все дозволено», тогда можно жить кое-как, одним днем, однако в глубине души они понимают, что это неправильно, что с их жизнью что-то не так. Тогда им нужна наша помощь. 

Когда мы начинаем рефлексировать опыт ОУ в достижении нужных нам параметров школьной атмосферы, мы должны отчетливо понимать, что нет надежных правил. В этом деле формальный подход (если сделать то и это, обязательно получишь вот это) никогда не приносил успеха. Школьная атмосфера – это совокупность переживаний учеников, учителей и родителей,  которые превалируют в данной школе. Это абсолютно необъективная характеристика. И одновременно – это абсолютно реальная характеристика. Она реальна, потому что ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ. В школе может быть хороший средний балл по ЕГЭ, и отвратительная, разрушающая детей атмосфера. Хотя каждая атмосфера уникальна,  мы все-таки можем отличить атмосферу равнодушия и подавленности от теплой и дружественной, холодную деловую атмосферу формально функционирующего учебного заведения от открытой и творческой. Превалируют,  как правило, позитивные или негативные чувства. Трудности могут вызывать недовольства и усталость, но успехи и праздники все компенсируют.  Или, наоборот, в школе бывают хорошие концерты и капустники, но в целом атмосфера тягостная, слишком много депрессивных или апатичных учителей, и совсем небезопасно:  в школе главные люди – местные «авторитеты», они устанавливают правила выживания.

Подсчитав средние баллы по каждому из четырех параметров, можно узнать, в каком направлении требуются улучшения.