Круг буллинга

Д.Олвеус описывает учащихся, участвующих в буллинге, или наблюдающих за ним в качестве исполнителей ролей в так называемом круге буллинга:

А. Учащийся, над которым издеваются - жертва.

Б. Издевающиеся учащиеся (буллер) - начинают и лидируют в издевательствах.

В. Последователи или приспешники - положительно относятся к издевательствам и принимают активное участие в них, но обычно не являются их инициаторами и не играют лидирующую роль.

Г. Наблюдатели - сторонники - активно и открыто поддерживают издевательства, например смехом или привлечением внимания к ситуации, но они не включаются в них.

Д. Наблюдатели - пассивные сторонники . Этим учащимся нравится издеваться, но они не показывают явных знаков поддержки.

Е. Безразличные наблюдатели - не вовлекаются в процесс издевательства и не занимают определенную позицию. Они могут думать: «Это не мое дело» или «Посмотрим, что случится»).

Ж. Пассивные защитники не любят издевательства и считают, что должны помочь, учащемуся, над которым издеваются, но ничего не делают.

З. Активные защитники не любят издевательства, помогают или стараются помочь учащемуся, над которым издеваются.

С точки зрения социальной психологии буллинг – сложный процесс.

Как получается, что дети, поначалу возмущенные «беспределом» буллера, через какое-то время вдруг начинают высказывать равнодушие к жертве или даже одобрение буллеру?

Почему это происходит? Круг буллинга показывает, что зрители, находящиеся в начале процесса на нейтральных или протестующих позициях, имеют свойство сдвигаться влево, в сторону буллера. Это происходит по законам психологической защиты. Переживания насилия – травматизируют не только жертву, но и наблюдателя. Когда помощь извне не приходит, человек защищается, отбрасывая собственно человеческие качества: состарадание, жалость. Это правило касается любого слабого человека, но ребенок имеет право быть слабым, поскольку еще не вырос. Поэтому разомкнуть круг буллинга может только взрослый.