Предисловие

Уважаемые коллеги!

Треть наших школьников, мальчиков и девочек из общеобразовательных и частных школ, из всех без исключения районов Подмосковья чувствуют, что они в той или иной форме подвергаются буллингу (травле). Результаты первых же исследований, проведенных на российских школьниках, показали: 41% опрошенных признались, что сами принимали участие в травле других учеников. Это еще раз с очевидностью показывает, что «небольшое насилие» является большой проблемой. «Большое насилие», при котором вызывают полицию и обращаются за медицинской помощью, напротив, представляет собой небольшую проблему: громкие дела с участием правоохранительных органов встречаются нечасто.

Во всем мире считается, что подростковые суициды тесно связано с опытом жертвы буллинга. Большое насилие начинается с малого. Решение о самоубийстве принимается не сразу, все начинается с мелких систематических издевательств, которым подвергается человек и которые, капля за каплей, подтачивают не только его достоинство и самоценность, но и само желание жить в мире, где никто не замечает насилия, взрослые чувствуют себя беспомощными перед произволом, в школах царит равнодушие. Именно среди равнодушия окружающих появляются жертвы. Но и мучители, если им никто не противостоит, оказываются не в лучшем положении. Молчание действует как одобрение. Терпимое отношение к насилию порождает насилие. В конце концов их останавливают правоохранительные органы, и жизнь мучителя тоже идет под откос. Как остановить травлю в среде не выросших пока еще людей, наших учеников?

Простой ответ: научиться РАСПОЗНАВАТЬ признаки буллинга, когда он только еще зарождается. И ОБЯЗАТЕЛЬНО ОСТАНАВЛИВАТЬ. Очень важно знать буллинг «в лицо»: как и когда появляется, как участвуют зрители, как развивается, какие стадии проходят участники, чем заканчивается и т.д. Травля опасна тем, что вездесуща, ОБЫДЕННА…

Какой симпатичный на тебе сегодня свитерок!
Он что, из мусорного контейнера?...

О, сегодня ты опять в свитерке из мусорки?
У тебя все вещи оттуда?...

Фу, от кого это несет помойкой?
А, так это же наша вонючка пришла!
Да иди же ты, наконец, помойся!
Рядом с тобой невозможно сидеть!!
Нет, я здесь не сяду!!

Почему она учится в нашем классе?
Убирайся отсюда!!

Все начинается, как всего лишь двусмысленный знак внимания. И что в этом плохого? Девочке не нравится? «Пусть ответит, огрызнется, поставит на место! Пусть учится этому – в жизни пригодится».

Намерение – вот что имеет значение. Нападки буллера по сути – не знаки внимания и не комплементы. Каждый человек ощущает стоящее за словами намерение, даже если в самих словах формально нет никакой агрессии: «А что мы такого сделали?», «Да она все придумала!», «Какая чувствительная, ничего не скажи!», - любят оправдываться буллеры.

Постепенно конфликт закрепляется, а девочка, к которой придираются, начинает сомневаться в себе. Она начинает принимать душ по нескольку раз в день и принюхиваться к своей одежде. У нее развиваются головные боли, она начинает пропускать занятия в школе и получать плохие отметки. Однажды она переходит в другую школу. Ко всеобщему удивлению.

«Азбука буллинга» написана для учителей, родителей и педагогов-психологов, у которых недостаточно времени для того, чтобы читать пространную литературу по данной теме.

Мы создали «Азбуку буллинга», собрав опыт собственных исследований и результаты практических подходов зарубежных коллег. В основе Азбуки – работа С.В.Кривцовой «Буллинг в школе vs слоченность неравнодушных» (ФИРО, 2011). Автор ясно выражает свою позицию: не существует оправданий для травли одним человеком другого; тот, кто делает вид, что ничего не замечает, способствует насилию. Жертвы нуждаются в тех, кто может их защитить. Насильственные деяния должны быть объявлены вне закона, а тем, кто подвергается насилию, нужна помощь. Нужно учить ребят правильно реагировать, а также помогать им справиться с нанесенным в ходе буллинга ущербом. Как это сделать, изложено в настоящем руководстве, которое написано понятным языком и без каких-либо отклонений от темы. Мы проверили описанные здесь методики на практике и убедились, что при аккуратном использовании, они работают!

Главы написаны таким образом, чтобы дать Вам информацию краткую, но понятную и достаточную для того, чтобы предпринимать необходимые действия в случае возникновения проблемы. Прохождение коллегами соответствующих курсов в ЦППО АСОУ (программ повышения квалификации) способствует лучшему понимаю этого альманаха и облегчает его применение.

В руководстве содержатся ссылки на многочисленные источники информации и литературу. При наличии интереса, времени и желания вы можете подробнее ознакомится с темой.

Повышение квалификации и другая литература по теме на сайте www.psychologia.edu.ru

Надеемся, что данный альманах вы используете как ценный рабочий инструмент для того, чтобы помочь нашим школьникам стать храбрыми, умными и вспомнить о человеческом достоинстве. Давайте вместе работать над созданием такой школы и такого общества, где люди с уважением относятся друг к другу!