Некоторые исходные принципы в отношении ответственности ОУ

Построение модели антибуллинговой деятельности школы исходит из следующих принципов, связанных с проблемой распределения ответственности между семьей и школой:

  1. Школа имеет собственную ответственность за создание оптимальных условий для развития личности ребенка, отличную от ответственности родителей.
  2. Школа несет ответственность за то, что происходит с каждым учеником в ее стенах. Безопасную атмосферу создают правила и традиции школы. Их целью являются желаемые чувства (настроения) у большинства детей, а именно: а) чувства «я могу быть здесь», «здесь безопасно», «я чувствую защищенность»; б) чувства «мне нравится», «мне интересно», «здесь происходят важные для меня вещи», «здесь хорошие отношения»; в) чувства «меня замечают и уважают», «я получаю признание и справедливую оценку», «я – кто-то ценный»; г) «я вижу перспективу и понимаю, как сегодняшние задачи связаны с моим будущим», «я вижу, что я должен делать», «я согласен с поставленными задачами».
  3. Школа отвечает за установление рабочего контакта с родителями ребенка.
  4. Учитель, а не ребенок отвечает за качество взаимодействия в системе «учитель-ученик», учитель и педагогический коллектив должны заботится о поддержке и твердости в отношении каждого ученика.
  5. Весь коллектив педагогов отвечает за то, что происходит с детьми в стенах школы.
  6. Эти принципы остаются бесполезным «сотрясением воздуха», если они не закреплены в управленческих решениях и правилах школы, если они не становятся частью организационной культуры.
  7. Булллинг возникает и развивается в тех ОУ, где слабая организационная культура, школа не принимает вызов или не может ему противостоять. Факт булллинга – важный управленческий симптом, сигнал для рефлексии направления развития организационной культуры, пересмотра приоритетов и правил ОУ.