Школьный план действий

Наибольшей эффективности можно достигнуть, если вести работу системно. Школьный план действий предполагает сделать акцент на пересмотре ПРАВИЛ ШКОЛЫ. В них особо должно быть отражено отношение школы к фактам буллинга.

Правила – это не пожелания, которые можно учесть или проигнорировать. Правила – это договоренность, нарушение которой оговаривается в момент принятия правил. Не важно, нечаянно или нарочно нарушено правило, за нарушением должна следовать санкция. Уклад школы и задача ориентирования. Атмосфера школы определяется теми правилами (гласными или негласными), которые в ней действуют. Уклад и есть система школьных правил, когда она отрефлексирована, соотнесена с ценностями и сознательно выбрана.

Правилами нужно заниматься, уделяя этому достаточно времени.

Эта задача не является для школы непривычной: мудрый учитель всегда уделит время правилам. Новыми, пожалуй, будут два следующих тезиса:

  1. Эффективность разрешения проблемы буллинга зависит от того, на каком уровне управления поставлена задача ориентирования: делает ли эту работу по собственной инициативе один учитель или это правило и ценность школы. Доверие к образовательному учреждению зависит от того, уверен ли я, что правила действуют не только в моем классе, но и в коридоре, только один учитель, или все учителя начинают год с подробного обсуждения реалистичных правил.
  2. Школа должна не только изменять правила в ответ на изменения условий существования (ЕГЭ, новые ФГОСы, новый учитель и т.д.), но и уделять время прояснению недоразумений, ожиданий, установок тех, кого эти правила касаются, иными словами, уделять время процессу понимания правил теми, кому по ним предстоит жить. Буллинг – серьезный повод пересмотреть правила школы, а правила, особенно новые, непривычные, не так легко усваиваются. То, что понимание не происходит само по себе, а является работой, построенной на конструктивном диалоге, наше образование только начинает осознавать.

Спокойное прояснение запретов и возможностей составляет основу любого эффективного образования. Можно перечислять разнообразные формы доведения до учеников и родителей правил школы, правил класса, правил, которые необходимо соблюдать на уроке: это важнейшая часть организационной культуры западных школ, она существовала и в практике русских школ. Можно заметить, что в практике функционирования обычной западной школы ориентированию в правилах, традициях, принятых способах что-то делать, уделяется много времени. Правила должны быть обсуждены, поняты, приняты, усвоены, и это не считается «бесполезной тратой времени». Уделяя этому достаточное время, школьный персонал, педагоги и администрация, задают родителям и ученикам серьезность отношения к правилам как ценности, принятой в данном образовательном учреждении.

Ориентирование в правилах школы – задача ее педколлектива и руководства, ориентирование в предмете и школьных программах – задача современной дидактики, да и программы по развитию социального и эмоционального интеллекта должны не только развивать сами навыки распознавания и контроля чувств, но и ориентировать в специфических ситуациях человеческой жизни. Процесс ориентирования необходим для обнаружения смысла, он глубоко индивидуален, поэтому требует индивидуального подхода.

Правила школы касаются всех аспектов школьной жизни. Анибуллинговая программа включает:

I. Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе)

II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала школы

III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес

Дети должны уметь и быть готовы: