Спираль буллинга

Существует  логика развития драматических событий, называемых буллингом. Буллинг – это процесс, имеющий свои стадии. Начало – развитие – нарастание негативных последствий, кульминация (переломный момент) и завершение. Печальное завершение, и почти неизбежное. ЕСЛИ НЕ ВМЕШАТЬСЯ.

1. Отличие от других (инаковость)
(Предварительная фаза)

Пример:
Лиза – новичок в классе. Она приехала из другого региона и плохо (или с акцентом) говорит по-русски

Возможности выхода:

2. Ссора – конфликт
(Предварительная фаза)

Пример:
Лизе сразу же понравилась Жене, и она хочет встретиться с ней в свободное время. Однако Ирина, лучшая подруга Жени, начинает ревновать. Она боится, что Лиза «отобьет» у нее Женю. По дороге из школы Ира обзывает Лизу и дергает ее за волосы.

Возможности выхода:

3. Вражда
(Речь идет в первую очередь об этом. – Предварительная фаза)

Пример:
Ира ненавидит Лизу все сильнее, несмотря на то, что ее подруга Женя практически не общается с Лизой. Иногда у Иры бывают угрызения совести.

Возможности выхода:

4. Самозащита
(Речь идет в первую очередь об этом. – Предварительная фаза)

Пример:
Лиза пытается защититься от нападок Иры, стремясь лишний раз не попадаться ей на глаза или громко высказывая, что той не в чем ее упрекнуть.

Возможности выхода:

5. Злоупотребления (разнообразные по форме «доставания» со стороны буллера)
(Собственно фаза буллинга)

Пример:
Между тем Ирина, Женя и их подружки начинают использовать любую возможность для того, чтобы подразнить Лизу или поиздеваться над ней. Перед физкультурой они выбрасывают спортивную сумку Лизы в контейнер для мусора, в другой раз склеивают друг с другом ее туфли, в третий – прячут ее дневник и т.д.

Возможности выхода:

6. Нарастающая неуверенность жертвы
(Собственно фаза буллинга)

Пример:
С каждым днем Лиза чувствует себя все более неуверенно, стыдится того, что все ополчились против нее, и никому не рассказывает о том, как сильно она страдает. Она больше не знает, как ей себя вести. Если, например, она хочет принять участие в каком-то общем деле, никто не хочет это делать вместе с ней. Если же она остается в стороне и ждет, пока ее пригласят, о ней начинают говорить, что она «много из себя строит». А в последнее время она еще и не знает, как ей одеваться. Если она наденет что-то стильное, ее начинают дразнить «несостоявшейся моделью» и т.п., а если она одевается просто, то намекают на покупки из магазина «сэконд хэнд».

Возможности выхода:

Заканчивается переломом, кульминацией – после этого, если не вмешиваться, жертва перестает сопротивляться.

7. Изоляция жертвы
(Пиковая фаза буллинга)

Пример:
Классный руководитель замечает, что Лиза становится все более грустной и замкнутой. Он призывает девочек хорошо относиться к Лизе и говорит о том, что не станет терпеть, если узнает о притеснениях Лизы с их стороны. Реакция девочек заключается в том, что они предпочитают минимизировать всякие контакты с Лизой, в результате чего на переменах она остается одна; при любой возможности они сплетничают у нее за спиной. На групповых занятиях никто из класса не хочет работать вместе с Лизой; никто из девочек не хочет также проводить с ней свободной время.

Возможности выхода:

8. Длительный стресс (со стороны жертвы)
(Фаза мнимой резистентности к буллингу)

Пример:
У Лизы начинаются приступы повышенной потливости, когда она замечает, что ее опять обсуждают за спиной, или что никто не хочет быть с ней на переменах. Теперь к травле присоединяются и мальчики: «Убери с лица мировую скорбь! На тебя невозможно смотреть без слез!», «Эта профессорша думает, что мы не достойны ее общества!». Лиза считает, что ребята ведут себя по-детски и старается не реагировать на подобные высказывания. Но внутренне они больно ранят ее.

Возможности выхода:

9. Исключение жертвы из сообщества
(Продвинутая фаза буллинга)

Пример:
Девочки и мальчики из класса Лизы теперь хотят только одного: чтобы Лиза ушла из их школы. Они объясняют это тем, что от Лизы постоянно плохо пахнет (пот), что она никому не нравится, и что никто не хочет с ней общаться.

Возможности выхода:

10. Болезнь жертвы
(Продвинутая фаза буллинга)

Пример:
Лиза все чаще просыпается с сильной головной болью, иногда она даже возвращается домой, не дойдя до школы, - так плохо она себя чувствует. Мама идет вместе с девочкой к врачу, который выписывает ей обезболивающие препараты. Он полагает, что симптомы могут быть связаны с половым созреванием, и что они скоро пройдут. Родители Лизы замечают, однако, что в выходные или на каникулах дочь не жалуется на головную боль или повышенную усталость. Они говорят с ней об этом. Наконец-то Лиза рассказывает им о том, как сильно она страдает в классе, и что она чувствует себя «изгоем» во всей школе. Семейному врачу Лиза рассказывает, что часто просыпается среди ночи от кошмаров и иногда ей приходят в голову мысли, что она не хочет больше жить.

Возможности выхода: