Ценности школы. Как работают ценности на задачу противостояния буллингу?

Атмосфера школы, в которой «живут ценности», - вот лучшее противоядие от чувств беспомощности перед насилием и скуки. Во многих странах мира всерьез и систематически занимаются тем, что называют ЦЕННОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Способность быть затронутым ценностями считается врожденным свойством человека. Ценности не мыслятся, они чувствуются: это означает, что эмоции должны, наконец, попасть в поле зрении современной психологии образования. В связи с мотивационным кризисом нам не хватает сегодня знаний о психологии и нейрофизиологии эмоций. Определяющей характеристикой неблагополучных детей является слабое чувствование ценностных оснований ситуации. Ребенок или подросток, выросший в отягощенной проблемами или комфортом жизни, не может спонтанно и легко почувствовать, что для него может оказаться важным в этой конкретной жизненной ситуации, где он нужен, что хорошего он может здесь сделать? В.Франкл считал привычку искать ответы на подобные вопросы определяющей для духовно здорового человека. Он также считал ее само-собой-разумеющейся. Однако сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда этот тезис не подтверждается фактами, поэтому сегодня со стороны специалистов, призванных помочь детям, особенно востребовано понимание механизмов возникновения эмоций, законов появления интереса к чему-либо.

Эмоции не сопровождают когниции, а опережают их. Фактически сегодняшняя нейрофизиология развивает известное со времен Л.С. Выготского и З. Фрейда положение о единстве аффекта и интеллекта, экспериментально показывая, что от эмоционального настроя личности зависит предпочтение того или иного содержания. Доступ к корковым отделам мозга напрямую зависит от состояния лимбической системы: радость и спокойная уверенность способствуют интересу, страх и обида блокируют развитие новых нейронных связей. Эти данные современной нейрофизиологии, по сути, подтверждают то, что давно известно любому хорошему педагогу, однако, теперь из них следует важный вывод: учителя должны научиться создавать этот способствующий эмоциональному резонансу настрой у своих учеников. Сегодня это, пожалуй, самая важная из профессиональных компетенций учителя. Педагогика и психология в европейских странах позиционирует себя сегодня как ценностное образование и как социально-эмоциональное образование (social-emotional education - SEE).

Один из методологов социально-эмоционального образования в Европе – немецкий профессор Харм Пашен сравнил подход, который может решить поставленные проблемы, с большой волной. Наблюдая за серфингистами, он заметил, что они ищут больших волн, сторонясь участков прибрежных вод, огороженных волнорезами. «Взрослеющие ребята ищут большие вызовы и опасности. Не находя их в школе, подростки приходят к морю и здесь у них рождается ощущение собственной силы: “Я могу справиться с такой волной!”. А ведь в жизни много такого серьезного, испытывающего человека опыта, который делает личность сильнее. Поэтому, на мой взгляд, нам следует исходить из того, что мы, учителя, не должны делать все сами, но мы должны дать нашим ученикам возможность доступа к этим волнам и буквально и метафорически, дать им шанс приобрести реальный опыт преодоления».

  1. Больше эмоционально насыщенных, интересных учащимся проектов
  2. Больше театра, искусства, музыки, вплетенных в процесс образования
  3. Больше психологии, построенной на гуманистической, уважительной позитивной методологии.